На главную страницу
Район Пречистенки и Остроженки

Старейшие районы Москвы со временем становятся все привлекательней. А благодаря любви и человеческой заботе превращаются в подлинные жемчужины нашей истории, культуры, быта, наконец. Жить и работать в таких районах - это не только ежеминутная возможность прикасаться к воплощенным в камне тайнам прошлого, но и шанс по-настоящему сроднится с Москвой, почувствовать гармонию с ней, а это непременно отражается и на нашем обыденном настроении.
Таков, например, район Пречистенки и Остоженки (в советские времена - Кропоткинской и Метростроевской), улиц, при упоминании которых мечтательно улыбается москвич и понимающе кивает приезжий. История его уходит корнями в далекое средневековье. Здесь некогда проходила дорога из Киева и Смоленска во Владимир, Суздаль и Ростов Великий. Окрестные села, упоминаемые в летописях уже с первой полвины XIV в. (в связи с завещанием Ивана Калиты), были окружены обширными лугами с разбросанными тут и там стогами сена для княжеского двора. Отсюда и название одной из главных улиц - Остоженки. Вторая - Пречистенка - была названа либо по церкви Пречистой Ржевской Божьей Матери близь Чертольских ворот, либо по собору Пречистой Смоленской Божьей матери Новодевичьего монастыря. Историки увлеченно спорят.
Еще в XVI веке в период опричнины при Иване Грозном началось превращение этого загородного пояса в посад. В 1612 году к церкви Ильи пророка Обыденного, по которой названы несколько местных переулков, в решающий момент совершило бросок русское ополчение. И отсюда, переправившись через реку, оно вступило в сражение с гетманом Хоткевичем, рвавшимся на помощь полякам, осажденным в Китай-городе и Кремле.
Остоженка древнее Пречистенки, но с XVII в., когда здесь уплотняется усадебное заселение, она уступает пальму первенства своей младшей сестре. На протяжении долгого времени развивалась традиция дворянского заселения района - по всей Пречистенке и в начале Остоженки. Однако существующий ансамбль улиц сложился уже после опустошительного пожара 1812 года. Огонь пощадил лишь несколько строений, которые известны теперь каждому школьнику-середнячку. "Пожар способствовал немного к украшению", - спорный вопрос. Так или иначе, с тех пор представительность стала ведущей чертой городской застройки. Преимущественно дворянский облик улиц сохранялся долгие годы. Мелкая промышленность, наводнившая Москву в середине XIX века, здесь практически отсутствовала. Однако столь престижный район, разумеется, стал центром стремления зарождающейся буржуазии, которая начала возводить здесь свои особняки. На рубеже XX века по улицам и близлежащим переулкам растут как грибы (и в основном - грибы благородные) так называемые доходные дома. Однако облик Пречистенки и отчасти Остоженки до сих пор определяют крупные и мелкие особняки, а также городские усадьбы разных эпох и стилей, подвергшиеся многократной перестройке, но по-прежнему богатые и нарядные.
Антикварный район неминуемо должен был стать пристанищем музеев. Так, на Пречитинке две усадьбы (Лопухиных, д. 11, и Хрущевых, д. 12) ныне являются музеями соответственно Л.Н. Толстого и А.С. Пушкина. Немного сыщется районов в границах двух улиц, где бы разместилось столько "высококультурных" учреждений. Здесь и знаменитый Дом Ученых, и Академия Художеств, и славная своими роскошными интерьерами городская усадьба Охотниковых (прежде гимназия Л.И.Поливанова), приютившая разом Художественную школу №1 и Музыкальную школу №11. А на Остоженке теперь еще высится и Высшая школа оперного искусства под покровительством Галины Вишневской (д. 25).

Работать здесь - честь. Поэтому, заезженный эпитет "элитные", применимый к государственным и частным офисам, которые в изобилие разбросаны по Пречистенке и Остоженке, звучит на этих улицах отнюдь не как пустой звон. Здесь, как и в паутине соседних арбатских переулков сконцентрировались иностранные посольства. Например, в Коробейникове переулке добродушными соседями стали как уже привычная слуху Хорватия, так и экзотический Берег слоновой кости. И европейцам, и африканцам не зазорно селиться в антураже старой Москвы.
Глобальные изменения, лихорадившие город в советские времена, либо вообще миновали этот район, либо коснулись его на удивление аккуратно. Мимо проложили аэродинамическую трубу Нового Арбата, точно прокопав обводное русло для потоков машин. Запланированная Аллея Ильича - от Дворца съездов на Юго-запад - так и осталась на бумаге, напоминая теперь о себе лишь улучшенным обликом нескольких "сталинских" домов. Как-то само собой вышло, что "новоделов" здесь не так уж много, и вписываются они в облик района с должным пиететом. На Пречистенке выделяется своим внешним видом разве что дом № 30, явившийся данью моде на все новое и своими квартирами ублажавший вкусы потомков советской номенклатуры первого эшелона. Зато, дом №. 23 по Остоженке, будучи произведением 1986 года, мало чем отличается от зданий, построенных веком раньше. А такие дома, как № 10 по Мансуровскому переулку (архитектор М.С. Шерфетдинов), благодаря все той же несостоявшейся радиальной трассе имени вождя, снабжены "монументальнными формами" фасада.
В наши дни район преображается гораздо быстрее, но, пожалуй, тоже - к лучшему. Развернулось строительство на участке, протянувшемся к Пречистинской набережной, в самом начале Еропкинского, Мансуровского, Сеченовского и Барыковского переулков, а также близ знаменитого Зачатьевского монастыря. Но новостройки в подобных районах - дело особое. Вносить диссонанс в местный облик нельзя, да и не хочется. Поэтому образцом для новорожденных зданий становятся все те же особняки и доходные дома.
Умело сделанная копия - хорошо, но драгоценный оригинал - еще лучше. И таких здесь предостаточно. Среди них - произведение выдающегося архитектора Л.Н.Кекушева, одного из основателей московского модерна. По его проекту в 1904-1906 годах построен дом № 28 на Пречистенке. В 1906 году этот шедевр среди доходных домов был продан петербургскому купцу И.П.Исакову, по имени которого теперь и известен. Здание с тихим и светлым двором и непременной детской площадкой с улицы поражает шикарным фасадом. Стена верхнего этажа покрыта тонкой лепной сеткой и играет роль фриза, на которым красуется динамично изогнутый карниз. Богатый вид дому придают и нарядные балконные решетки, и изумительные оконные переплеты. По сторонам слухового окна, которое само по себе является произведением искусства, сохранились две женские фигуры с факелом и книгой - символами просвещения. Парадная лестница делит дом на две части - переднюю и заднюю, которые смещены по высоте на пол-этажа относительно друг друга. Это позволяет использовать для входов в квартиры каждую лестничную площадку и ввести задней половине дополнительный шестой этаж; передняя часть - пятиэтажная. Дом вне всяких сомнений предназначался для весьма состоятельных жильцов - всего две квартиры на каждом этаже. Внутренняя планировка предусматривает деление квартир на парадную зону и отдельно - жилые комнаты, ванная и кухня с выходом на черную лестницу. Дом рядом (Пречистенка, 26) выстроен несколько позже. Он, конечно, уступает своему соседу, но планировкой и внешними данными вполне заслуживает почетного звания "элитный". На этой стороне улицы также притягивают уважительное внимание дома № 36 (сейчас на реконструкции, а в перестроечные времена приютивший московскую достопримечательность - первое кооперативное кафе), дом №38 (со знаменитой детской библиотекой на первом этаже) и далее - вплоть до Зубовской площади.
Творчество Л.Н.Кекушева - очередная нить, связующая Пречистенку и Остоженку. Сам архитектор в свое время поселился на последней, построив себе особняк (Остоженка, 21), чьи формы заимствованы из средневекового европейского зодчества. Рядом же он возвел еще один доходный дом (Остоженка, 19), мотивы оформления фасада которого перекликаются с декорацией особняка. Композицию фасада доходного дома с центральным подъездом оживляет асимметричная, укрупненная правая ось. В тимпане помещена дата завершения строительства - "1902".
В каждом из восьми переулков, стянувших Пречистенку и Остоженку, найдутся дома, пригодные как для достойного места жительства, так и для престижных офисов. Речь идет в основном о доходных домах, построенных до революции, и о произведениях "сталинской" архитектуры. Плебейских панельных многоэтажек здесь нет.А словосочетание "пять этажей" не имеет ничего общего со скорбным хрущевским наследием. Большие окна, неизменно высокие потолки, в общем, простого взгляда со стороны достаточно, чтобы утверждать, что в пять этажей даже не самого представительного из местных домов с успехом втиснутся две послевоенные "пятиэтажки".

В самом длинном Кропоткинском переулке обращают на себя внимания дома № 11 и 16, а построенный архитектором Ф.О. Шехтелем особняк (№ 13) является одним из лучших образцов отечественного модерна. На углу Померанцева и Пречистенки в 1937 году построили большой жилой дом (Пречистенка, 31) по проекту известного архитектора З.М.Розенфельда. Прежде там стояла Троицкая церковь, ограда от которой, кстати, сохранилась. Такой же большой и представительный дом стоит на другой стороне переулка (№10-12). Если отправиться в его начало, то невольно замедляешь шаг у дома, чей облик характерен скорее для доходных домов Петербурга (№3). Здесь после женитьбы на внучке Льва Толстого жил Сергей Есенин. Дом № 7, возведенный в 1911 году имеет необычное оформление фасада в виде стилизованной крепостной стены с башнями и зубцами. Его парадная лестница украшена образцами разноцветных облицовочных камней. А дом № 9 (архитектора Н.И.Жерихова) славен такими известными жильцами, как востоковед Гордлевский и терапевт Виноградов. Еропкинский переулок начинается величественным дворцом. Некогда он принадлежал генерал-губернатору П.Д.Еропкину, а теперь там находится Институт Иностранных Языков им.Мориса Тореза. Жильцы местных элитных домов № 11, 16 т соседству не жалуются. И уж конечно не жаловался имевший квартиру в последнем доме академик и, между прочим, президент Академии Наук С.И.Вавилов, не говоря уж о профессоре Московского университета Б.К.Млодзеевском.
Жители Мансуровского гордятся самым маленьким в переулке домиком №9. Хоть он деревянный и внешне неказистый, но есть надежда, что его никогда не снесут. Здесь в 1926-1932 гг. у своих друзей часто гостил Михаил Булгаков, и, говорят, подвальчик именно этого дома до мелочей описан в романе "Мастер и Маргарита". В Сеченовском (№5, 7, 8) и Барыковском (№ 6, 8) переулках, не слишком протяженных, наблюдается особая концентрация дореволюционных доходных домов в разной степени сохранности.
Чем ближе к центру, тем примечательней старые дома в переулках, идущих от Остоженки к набережной. Особенно хороши здания в Пожарском и обоих Обыденских переулках. Дом №10 по Пожарскому выделяется своей оригинальной двухцветной окраской, а солидный №12 (1898, архитектор А.В.Иванов) имеет большую нишу в центре фасада и собственного сторожевого льва над парадным подъездом.
Сфера влияний на Обыденских, названных по местной церкви, якобы отстроенной за один день, разделена. Пониже к реке, на месте зданий что победнее теперь возводятся новые. Чем выше, тем дома были богаче, а значит, со временем они лишь отстояли свое право на безбедное существование. Во 2-м Обыденском дома №12 и 14 строились для славной гимназии Московского общества преподавателей. А напротив доходные - № 11 с необычной формой балконов верхнего этажа и № 13 (архитектор Н.Г.Фалеев), чей фасад оживлен непревзойденными лепными барельефами. 1-ый Обыденский, 12 появился вскоре после пожара 1812 года, а ограда (что за магия чисел!) в 1912 возведена по проекту архитектора В.М. Борина. По левой стороне - №5 (архитектора О.Г.Пиотровича), №7 (К.Ф. Бурова) и № 9 (снова Н.И. Жерихова).
Наконец, в начале Курсового переулка (с выходом на Соймоновский проезд и набережную) стоит так называемый дом Перцова - здание-"сказка" - доходный дом, построенный по заказу инженера П.Н.Перцова, любителя и коллекционера предметов искусства. Там находилась его личная квартира, квартиры, сдаваемые внаем и мастерские художников, например, Р.Р. Фалька. Дом строился по эскизам С.Малютина, автора русской матрешки, а во внешнем виде здания угадываются мотивы русского зодчества - высокие крыши-щипцы, полихромные вставки изразцовых панно. Интерьеры до сих пор поражают богатством выдумки. В подвале же в 1908-12 гг. находилось артистическое кабаре "Летучая Мышь".
Среди окрестных доходных домов вы не найдете ни одного одинакового. Каждый имеет какой-то штрих, придающий ему особый шик и самобытность. Они одинаковы лишь в одном - в чувстве удовлетворения, которое сопутствует местным жителям и владельцам офисов. По десятибальной шкале этот район неуклонно стремится к наивысшей отметке. Найти часок-другой и устроить себе экскурсию по местным переулочкам - сродни походу в хороший музей. Так и хочется прикоснуться к старинной лепнине окрестных зданий. Проголодавшись, стоит заглянуть в один их местных ресторанов или кафе, отражающих весь спектр кулинарных услуг. Но и на улице ароматы "сладкой" фабрики "Красный октябрь", доносящиеся из-за реки, могут с успехом конкурировать с пресловутой загазованностью центра города. Впрочем, как Пречистенка, так и Остоженка, не являясь пешеходными зонами, чудесным образом избавлены от автомобильных пробок, а значит, естественные раздражители мегаполиса пощадят и ваш слух

Продажа квартир
Дома, дачи, участки
Это интересно
Пресса
Задать вопрос
На главную страницу
   
 
Copyright © 1997-2017 "Новый Город", Все права защищены