testСТОЛИЧНАЯ АРХИТЕКТУРА. ОСКОЛКИ ИМПЕРИИ | Агентство недвижимости "НОВЫЙ ГОРОД"
На главную страницу

СТОЛИЧНАЯ АРХИТЕКТУРА. ОСКОЛКИ ИМПЕРИИ

К Иосифу Сталину и времени его правления (по-другому и не скажешь) отношение в обществе, мягко скажем, неоднозначное. Но даже самые ярые критики генералиссимуса не будут отрицать, что в жизни нашей страны он оставил заметный след. Среди прочего он радикально изменил облик Москвы, и сегодня никому не надо объяснять, что такое сталинская архитектура.
 
Оттенки классификации
 
Сталинскими обычно называют дома, возведенные в эпоху отца всех народов. В целом такое определение справедливо, однако есть ряд существенных оговорок. По словам Натальи Ветлугиной, заместителя генерального директора компании «Новый город», совпадение по времени не совсем точное. В конце 20?х годов прошлого века строили в основном дома-коммуны: непритязательные здания, которые, как предполагали, должны лишь помочь продержаться до скорой и окончательной победы коммунизма. Ну а партийная элита селилась в бывших доходных домах, построенных до 1917 года. Первым действительно сталинским, несомненно, стал дом № 2 на улице Серафимовича, он же — знаменитый Дом на набережной, возведенный в 1928 году. Но после него в строительстве наступила пауза, и в первой половине 30?х в Москве ничего подобного больше не появилось.
 
Окончание этого периода в архитектуре также смещено. Сталин умер в 1953 году, а последние дома, которые можно назвать сталинками, относятся к 1960-му, даже 1962 году. В них, правда, уже чувствуется влияние нового времени: с фасадов пропадает декор, становятся ниже потолки, а сами квартиры, образно выражаясь, съеживаются. Появилось и оригинальное строительное «ноу-хау»: на фасадах лепнина присутствует, а со стороны двора уже нет. Эти дома, рассказывает Игорь Капустин, руководитель отдела вторичного жилья АН «Кутузовский проспект», в народе метко прозвали обдирными. Таких зданий очень много на Кутузовском проспекте, в районе университета, на Ленинском проспекте. С виду вроде бы все тот же сталинский ампир, однако чего-то явно недостает.
 
Подобное отставание эпох строительных от политических связано с тем, что в советское время архитектура не входила в число первоочередных задач, встававших перед руководством страны. Соответственно, строить их продолжали и после того, как одна власть сменяла другую.
 
Сталинские дома можно разделить на разные категории. Во-первых, по временному признаку: построенные до войны и после. Довоенные, за исключением Дома на набережной, не слишком помпезны, в них максимум шесть-семь этажей и нет коммунистического декора. Здания, появившиеся после 1945 года, это уже дома победителей, где все совсем по-другому, иной масштаб. И полным-полно идеологии на фасадах: гербы, звезды, серпы с молотами, летчики и прочие герои. Во-вторых, жилье строили не только для элиты, но и для простых людей: в высшей степени заурядные трех-, пятиэтажные строения из серого кирпича. Их очень много в тогдашних окраинных районах (три-четыре остановки на метро от Кольцевой линии).
 
Ну а то, что мы сегодня называем сталинками, — это, конечно, дома, возведенные после войны для элиты: колоссальные массивные и очень яркие строения. Самые заметные из них знаменитые высотки («Семь сестер») и здания, которыми застроены основные московские магистрали и Садовое кольцо.
 
Сталинки сегодня: плюсы…
 
Сталинские дома, бесспорно, не лишены достоинств, и, пожалуй, главное из них прекрасное местоположение: в центре Москвы или на престижной магистрали. Сразу видно, что при их проектировании на территории не экономили: даже в наше время, когда все свободное пространство в городе заставлено автомобилями и «ракушками», в просторных дворах сталинок всегда находится место для детской площадки.
 
Внешний вид дома, может быть, кому-то и не понравится, но незамеченным он точно не останется: украшенный лепниной и барельефами помпезный фасад, разноцветная штукатурка, обилие мрамора. Поразительно, но двух одинаковых зданий не найти, все они чем-то да отличаются! Что их объединяет, так это высокие (всегда выше 3 м) потолки, непривычно просторные подъезды, широкие лестницы. Под стать общим зонам и квартиры с большими комнатами и нежилыми помещениями. Толстые стены гарантируют хорошую тепло- и звукоизоляцию. Завершает перечень достоинств высочайшее качество строительства. «За украденный в те годы кирпич можно было пойти под расстрел, поэтому все сделано в высшей степени добротно», — отмечает Н. Ветлугина.
 
К Иосифу Сталину и времени его правления (по-другому и не скажешь) отношение в обществе, мягко скажем, неоднозначное. Но даже самые ярые критики генералиссимуса не будут отрицать, что в жизни нашей страны он оставил заметный след. Среди прочего он радикально изменил облик Москвы, и сегодня никому не надо объяснять, что такое сталинская архитектура.
 
…и минусы
 
Недостатков, к сожалению, тоже хватает. Первый из них — ветхость и изношенность. С момента сооружения самых лучших из сталинских домов прошло уже 50–60 лет, и состояние всего внутридомового хозяйства (трубы, лифты, электрические кабели и т. д.) стало таким, что хочется скорбно снять шапку. Ремонт, конечно, сделать можно, но его масштабы скорее всего окажутся грандиозными: придется менять трубы во всем подъезде, внутридомовую электропроводку, заваривать мусоропровод в квартире (этот элемент, введенный, очевидно, по настоятельной просьбе тараканов, имеет место в очень многих сталинках). Но чтобы полностью решить проблему изношенности коммуникаций, необходимо отремонтировать их на всем протяжении до точки подключения к городским сетям. Разумеется, жильцам дома, даже если они объединятся, такое не под силу.
 
Второй момент моральное старение. Подземный гараж, общепринятая на сегодня опция элитного дома, имеется только в самом привилегированном доме на Котельнической набережной, но и там количество машино-мест заметно отстает от принятого сейчас стандарта: одно-два на квартиру. Не знали во времена Сталина и о центральном кондиционировании. Все это отпугивает многих состоятельных покупателей.
 
Не следует забывать и о факторе, деликатно называемом риелторами «неоднородным окружением». Практически в каждом подъезде такого дома отыщется несколько коммуналок, обитатели которых отказываются менять место жительства. Человеку, выложившему за квартиру не меньше миллиона долларов, вряд ли понравится соседство с людьми, стоящими заметно ниже на социальной лестнице.
 
Наконец, злую шутку со сталинскими домами может сыграть их замечательное местоположение. В условиях, когда свободной земли в лучших районах столицы осталось не так много, участки, занятые подобным «антиквариатом», весьма соблазнительны для застройщиков. Не ровен час, здание объявят аварийным (благо в Москве это сделать нетрудно), жильцов переселят, а на освободившемся месте возведут нечто суперэлитное. В данной связи вспоминается конец 2004 года, когда общественность с изумлением узнала о распоряжении тогдашнего префекта ЦАО Геннадия Дегтева о признании 400 домов аварийными и их сносе к 2010 году. Если бы это случилось, то на всей Тверской улице, к примеру, осталось бы только два нетронутых здания. Решение отменили, но осадочек, как говорится, остался. Газеты и телевидение постоянно приносят «вести с фронта»: там жители, объединившись, отстояли свой дом, а вот тут не удалось. И нет сомнений, что подобные случаи и дальше будут иметь место.
 
Дома для ценителей
 
Дорожают ли сталинские дома? На первый взгляд ответ очевиден. Регулярно публикуемая статистика свидетельствует о том, что цены берут очередной рубеж. Однако измерять стоимость только долларами или рублями в данном случае не совсем корректно. Чтобы понять, что происходит с квартирами в сталинках, нужно сравнить их с остальным рынком. И вот тут оказывается, что они неумолимо сдают позиции.
 
В 1990–1995 годах такие квартиры были единственно возможным вариантом жилья большой площади в центре столицы. Конкуренцию им составляли лишь дореволюционные доходные дома и «царские села» ЦК. Правда, последние в массе своей строили все-таки на периферии Москвы. Расселенную коммуналку в те времена считали верхом шика, недаром рентабельность данной риелторской операции составляла до 40 %. Сегодня же все, мягко говоря, иначе. «Нынешнее представление о шикарном жилье это вовсе не квартира в сталинском доме, — считает Вадим Мартыненко, директор департамента вторичного рынка корпорации «Рескор». Рынок предлагает массу иных вариантов, включая элитные новостройки. И у меня сложилось впечатление, что многие состоятельные люди, которые когда?то купили квартиры в сталинках, сегодня с большой радостью от них избавляются».
 
Безусловно, есть у сталинских домов и свои ценители: люди, любящие архитектуру того времени, поклонники старой Москвы. Однако среди богатых покупателей их процент невелик. И в конкурентной борьбе сталинские элитные дома проигрывают современным медленно, но неизменно…
 



Недвижимость & цены
АБГАФОРОВ Владимир

Продажа квартир
Дома, дачи, участки
Трудоустройство
Это интересно
Пресса
Задать вопрос
На главную страницу
   
 
Copyright © 1997-2017 "Новый Город", Все права защищены