testНе так страшен кризис… | Агентство недвижимости "НОВЫЙ ГОРОД"
На главную страницу

Не так страшен кризис…

В «Золотом теленке» Ильфа и Петрова походя упоминается одна польская газета, рассматривавшая любое событие в мире как повод потребовать возвращения Речи Посполитой в границы 1613 года. Нечто похожее происходит и с кризисами на рынке недвижимости все всегда их почему-то ждут. Рынок остановился  значит, от остановки цен недолго и до обвала… Цены стремительно растут  ну, вечно это продолжаться не может, все скоро рухнет.

Автор этих строк только с виду человек самоуверенный, 82 кг живого мяса и морда кирпичом. В глубине души я, как характеризовал Лермонтов своего Мцыри, «как серна гор пуглив и дик». И бесконечные мантры о том, что «буря, скоро грянет буря!», не могли не отразиться на моих умонастроениях. Итак, о кризисах: какие они бывают, и как «выплывают» из таких ситуаций игроки рынка – риелторы?

Начнем с азов. «Там» (т. е. в благоустроенном мире: США, Европе и далее через запятую) кризисы могут произойти по каким-то экономическим причинам. Чуточку изменилась инфляция, выросла безработица покупателей с рынка как ветром сдуло. Не то у нас. Как деликатно отмечает Нина Кузнецова, генеральный директор компании «МИАН – агентство недвижимости»: «Ситуацию на московском рынке недвижимости не стоит сравнивать с рынками других стран: она слишком нетипична». Выражаясь менее изысканно, можно сказать, что наш рынок такими пустяками не прошибешь он отправляется в нокаут не от булавочного укола, а удара дубиной. И такой удар может нанести только политика.

Пока вся история нашего рынка (а ему уже 16 лет) это подтверждает. Серьезных кризисов было два. Первый осенью 1995 года совершенно очевидно был связан с надвигающимися выборами. «Это было время массового обнищания населения, и потому очень велика была вероятность возврата к власти коммунистов,  вспоминает Светлана Абелян, руководитель филиала «На Страстном бульваре» компании «Новый город». Кризис объяснялся именно этим: пропали одновременно и покупатели, и продавцы. Первые говорили себе: зачем я буду вкладывать деньги в этой стране, завтра все равно квартиру отберут! Вторые: что я буду делать с этими деньгами, доллары запретят!». С 1998 годом тут просто без комментариев, отчего и почему он получился. Вывод из всей этой мудрости очень простой: единственное, за чем нужно следить в нашей стране, – это политика. Ну и «большая» экономика, которая связана с главным богатством нашей страны  нефтью и газом. Только в этих сферах может произойти нечто такое, что опрокинет московский рынок недвижимости.

Единственное, за чем нужно следить в нашей стране,  это политика Все остальное, все эти «цены на квартиры поднялись на 2%» – слону дробина. Ну, а что делать, если кризис все-таки начинается? Ответ прост: не паниковать, оптимизировать траты и работать. По возможности отыскивая некие новые формы. Светлана Абелян вспоминает, что потрясения 90-х годов стали для ее компании стимулом перейти в иной ценовой сегмент: «До 1995 года на рынке не было никаких эксклюзивных договоров. Был поточный метод такой конвейер, когда с человеком сначала говорил секретарь, потом показывал одну квартиру один агент, другую – другой… Оформлением сделки занимался еще кто-то… В общем, от мелькания лиц клиенты, мягко говоря, уставали». Вместо этого компания предложила клиентам эксклюзивный договор, индивидуальную форму работы. А потом, когда в 1999–2000 годах оживился весь рынок, выяснилось, что для эконом-сегмента высокое качество не очень-то и нужно. Там люди более всего озадачены тем, чтобы минимизировать свои траты, ради этого они готовы и сами собирать справки, и стоять в очередях. «ВИП-услуга востребована только в том случае, когда и товар соответствующий, – говорит Светлана Абелян. И сейчас мы специализируемся на дорогих и престижных районах».

Кому в условиях кризиса действительно придется тяжело так это «мастодонтам», разросшимся до огромных размеров. «В период резкого роста цен ряд риелторских компаний допустили очевидную ошибку: открывали новые отделения и увеличивали штат сотрудников, – говорит Елена Зубарева, управляющий директор компании Delta estate. Это привело к тому, что некоторые направления бизнеса оказались невостребованными, а с рядом сотрудников компаниям пришлось расстаться».
«Больше всего подвержены риску крупные компании, которые исповедовали на рынке чересчур большую политику экспансии, – поддерживает это мнение Вадим Мартыненко, директор департамента вторичного рынка корпорации «Рескор». Тяжело придется тем, кто имеет большие инвестиции в бизнес, особенно если эти инвестиции кредитные. Также очень не рекомендуется иметь во время кризисов большие офисные площади (особенно арендуемые), громоздкий управленческий аппарат, всевозможные аналитические службы».

"Собственник"27 ноября2006г

Василий Андреев

Продажа квартир
Дома, дачи, участки
Трудоустройство
Это интересно
Пресса
Задать вопрос
На главную страницу
   
 
Copyright © 1997-2017 "Новый Город", Все права защищены