testВСЕГДА НА ВИДУ | Агентство недвижимости "НОВЫЙ ГОРОД"
На главную страницу

ВСЕГДА НА ВИДУ

«Градообразующие объекты» — термин, доставшийся нам от советского прошлого. Обычно так называли какой-нибудь крупный завод, вокруг которого, собственно, и строился город, и где работали 70% его трудоспособного населения. Москву «счастье» строиться и жить вокруг индустриального гиганта, слава богу, миновало. Но если вдуматься, СВОИ ГРАДООБРАЗУЮЩИЕ ОБЪЕКТЫ ЕСТЬ И У НАС — ЭТО ТЕ ЗДАНИЯ, ПАМЯТНИКИ И ПРОЧИЕ ЗАМЕТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ СТАНОВЯТСЯ АРХИТЕКТУРНЫМИ ДОМИНАНТАМИ РАЙОНА.

Назначение имеет значение?
Из опрошенных нами экспертов утвердительный ответ на этот вопрос дала только Светлана Абелян, руководитель филиала «На Страстном бульваре» компании «Новый город». По ее мнению, тот факт, что Москва это все-таки не индустриальный центр, а в первую очередь властный, административный, финансовый и деловой центр страны, отражается и на наших градообразующих объектах. «Главные у нас это объекты властных структур, первым из которых, безусловно, является Кремль. Объекты делового назначения представлены в этом ряду явно в меньшей степени. Из них можно назвать строящийся «Москва-Сити», который обязательно станет важным градообразующим центром. Остальное точечно (например, бизнес-центр «Риверсайд Тауэр» – Космодамианская набережная, д. 52, стр. 3 – или «Павелецкая Тауэр»).

Купил в магазине Профпарект ламинат Pergo остался доволен

Другие специалисты рынка недвижимости, однако, убеждены, что назначение объекта никакой роли не играет главное, чтобы он был ярким внешне. «Функция здесь совершенно не важна, – резюмирует эту точку зрения Алена Бригаднова, руководитель отдела городской недвижимости компании Tweed. Таким объектом может быть и памятник архитектуры как, к примеру, здание колледжа на Пречистенской набережной, выше которого не может быть ни одно строение в округе. Или здание церкви, которое стало центром архитектурного решения «Итальянского квартала».

«Ярким примером градообразующего объекта, органично вписавшегося в среду современной элитной застройки, можно считать Зачатьевский женский монастырь на Остоженке, – говорит Елена Земцова, исполнительный директор компании Delta Estate. Жилые дома и общественные здания зрительно «привязаны» к этому объекту, даже современная архитектура с ее четкостью форм и обилием стекла гармонично сочетается со старинными постройками в стиле классицизма. Другим показательным примером служит застройка Лаврушинского переулка и прилегающих улиц, где почти все дома и особнячки, реконструированные и недавно возведенные, выдержаны в стиле старой купеческой Москвы, что соответствует принципу главного объекта этого района – Третьяковской галереи».

Нельзя не заметить…
Любой крупный по размерам объект автоматически становится архитектурной доминантой района, вне зависимости от того, красив он или нет. Этот тезис, вероятно, весьма огорчителен для самолюбия архитекторов, но ничего с ним не поделаешь. Современные примеры приводить не будем, дабы не обижать их авторов, но возьмем, скажем, кинотеатр «Пушкинский» (бывший «Россия») на Пушкинской площади. Коробка из стекла среди старой московской архитектуры казалось бы, трудно представить себе что-то более ей чужеродное. Однако кинотеатр все равно стал центром, узнаваемым и знакомым москвичам.

Другой пример из той же серии. Здание Московского университета получилось столь монументальным, что строить рядом с ним что-то еще оказалось просто невозможным. И огромная территория по другую сторону Ломоносовского проспекта, лет 50 назад зарезервированная под строительства Дворца Советов, так и осталась неосвоенной. Все архитекторы, которые брались за его проектирование, сталкивались с неразрешимой проблемой: если строить нечто столь же величественное, то два огромных здания, стоящие рядом, будут зрительно пытаться «перекричать» друг друга. Если же сделать новый объект невысоким, то получилось бы политическая двусмысленность: Советы и принадлежащие им дворцы в тогдашней системе координат значили гораздо больше, чем какой-то там университет…

В этом смысле, конечно, легче всего застройщикам, работающим в периферийных районах, – полет их фантазии не ограничивает ничто, кроме физических возможностей грунтов и стройматериалов. Более того, одной из задач городской программы «Новое кольцо Москвы», стартовавшей 10 лет назад, было создание зданий, которые могли бы стать архитектурными «маяками». Выражаясь иначе, власти сами сказали девелоперам: стройте выше, ярче, выразительнее мешать вам мы не будем.

Самым ярким из построенных жилых зданий (хотя справедливости ради отметим, что этот объект юридически не относился к «Новому кольцу») стали «Алые Паруса». Помимо огромной высоты, этот комплекс отличает интересная архитектура, несколько напоминающая стиль сталинских высоток, а также очень удачное расположение  на берегу реки. «Алые Паруса» видны как минимум с 10 км  это огромная часть Москвы, а также в Подмосковье к западу от столицы. Есть и масса других объектов, столь же заметных – «Триумф-Палас», «Эдельвейс» и т.д.

В Центре же ситуация обратная там высотность ограничена, и построить нечто столь же масштабное власти не позволят. Градообразующие объекты там есть, но это уже существующие строения, и вновь построенным просто запрещено быть больше. «Ни один из новых объектов не может выполнять градообразующую функцию в полной мере, – считает Анастасия Могилатова, генеральный директор компании Welhome. Ведь добиться того, чтобы объект был, с одной стороны, адекватным архитектурной среде района, а с другой выделялся на ее фоне, достаточно трудно». В результате на «Золотой миле» «среди реализованных в последние годы проектов сложно назвать флагмана».

…Впрочем, один построенный в последние годы в Центре объект, ставший действитеьно архитектурной доминантой, мы нашли. Это известный памятник Петру I работы Зураба Церетели. И место солидней некуда (до звезд Кремля метров 300), и размеры. Многих этот колосс раздражает, но никак нельзя сказать, что его не замечают. Но Зураб Константинович не совсем обычный застройщик, и о его лоббистских способностях слагают легенды…

Удачи и промахи
Рассуждения об удачности объектов всегда субъективны. К примеру, Анастасия Могилатова считает неудачным дом «Стольник» в Малом Левшинском переулке («он по-прежнему вызывает недоумение настолько его архитектурное решение в стиле хай-тек диссонирует с архитектурным обликом окружающих его арбатских и пречистенских переулков»), а удачным – «Патриарх» в районе Патриарших прудов («стал своеобразной доминантой в районе, органично вписался в окружающую застройку»). А Светлана Абелян думает прямо противоположное: «Стольник» нравится ей нестандартным внешним видом, а «Патриарх» вызывает головную боль, потому что «статуи на нем одеты в тоги вероятно, авторы проекта перепутали патриархов и римских патрициев».

«О неудачных или относительно неудачных проектах в элитном строительстве не принято говорить, – отмечает Елена Земцова. На мой взгляд, таких проектов немного – 5-7% от всего возведенного элитного жилья. И неудачность связана скорее не с качеством жилья, а с неудачными панорамными характеристиками. Понятно, что владелец дорогой квартиры желает лицезреть из окон радующий глаз пейзаж, а не «дремучую» пятиэтажку. В этом случае уместно говорить о разумных скидках на приобретаемое жилье».

«Создание крупных «градообразующих» объектов это тенденция рынка недвижимости и развития строительства в Москве, – считает Юрий Синяев, директор по маркетингу Группы компаний «Конти». Если раньше самыми дорогими считались сталинские дома, то теперь ситуация меняется: возводятся интересные, «знаковые» объекты, изменяющие облик не только отдельно взятых районов, но и города в целом. К тому же, если раньше застройка таких объектов была точечной, то сейчас стремятся создать комплекс зданий, который уже будет задавать окружающим и ценовой сегмент, и архитектурный стиль». Кстати, так было и раньше (во всем, кроме цены: тогда у нас жилье не продавалось). Например, в 70-80-х годах прошлого века самые престижные на тот момент «цековские» дома полностью изменяли облик района. Места, где возводились «царские села», сразу приобретали популярность и престижность, а сами эти здания становились основой для последующей комплексной застройки и ландшафтного обрамления жилого квартала.

Что касается необычного и непривычного внешнего вида, то все по-настоящему новое всегда поначалу вызывает раздражение история доказывала это много раз. Вспомним Эйфелеву башню, которую парижане поначалу ненавидели и именовали «ржавым гвоздем»  и как гордятся они ею сегодня! Или сталинские высотки их в свое время тоже критиковали (насколько это вообще было возможно при тогдашнем политическом режиме): кто-то говорил, что они скопированы с небоскребов Нью-Йорка, кто-то – что с церквей. А сегодня «семь сестер»  общепризнанный символ Москвы…

"Мир и Дом"ноябрь 2006г
 Владимир Абгафоров

 

Продажа квартир
Дома, дачи, участки
Трудоустройство
Это интересно
Пресса
Задать вопрос
На главную страницу
   
 
Copyright © 1997-2017 "Новый Город", Все права защищены