testНОЧНОЙ ДОЗОР ДНЕВНОЙ | Агентство недвижимости "НОВЫЙ ГОРОД"
На главную страницу

НОЧНОЙ ДОЗОР ДНЕВНОЙ

Английскую поговорку «Мой дом — моя крепость» в нашей стране полюбили необычайно. Однако в слова эти вкладывается разный смысл. Для британца «крепость» — понятие скорее иносказательное, тут подразумевается юридическая защищенность, неприкосновенность частной жизни. А для россиян крепость требуется самая натуральная. И жизнь наша чем дальше тем, к сожалению, больше подтверждает правильность такого подхода.

Сегодня многие рекламные объявления обещают «комплексное обеспечение безопасности» в городском доме или коттеджном поселке. Еще несколько лет назад это понятие было весьма размытым, что позволяло продавцам говорить об охране даже в том случае, если имелся всего лишь забор и пьяненький сторож на воротах. Теперь такой фокус не пройдет - нынешние потребители всерьез обеспокоены свой безопасностью и знают, как все должно выглядеть на самом деле.
«Большинство покупателей формулируют свои требования предельно просто, - говорит Валерия РОДИОНОВА, директор филиала «На Солянке» компании «Новый город». -Нужно, чтобы охрана территории полностью исключала проникновение посторонних. Любым способом: через ворота, калитку, через забор... Люди хотят, чтобы ребенок лет с семи мог гулять один, не вызывая беспокойства родителей. Понятно, что речь идет не об ушибленных коленках - в функции охранника не входит роль няни».
«В любом случае, - говорит Александр ИЛЮХИН, Управляющий партнер компании «Новое Качество», - безопасность - первое, о чем спрашивает состоятельный клиент и о чем беспокоится его собственная служба безопасности. В реальности именно ее сотрудники оценивают, насколько этот дом соответствует достаточному уровню защиты: каков размер охраняемой территории, насколько близко расположены соседние дома, что представляет собой въезд и вход на территорию, каково количество видеокамер и так далее. Если заключение службы безопасности оказывается отрицательным, мы будем подыскивать клиенту другой вариант».
Городское жилье или загородное - особых различий в требованиях нет. Но в городе есть своя специфическая проблема - безопасность автомобиля. Идеальным решением выглядит машиноместо в подземном гараже, откуда можно подняться на лифте прямо к квартире: помимо безопасности, это еще и очень удобно. Если же подземного паркинга нет, стоянка должна располагаться внутри охраняемой территории, так, чтобы путь от нее до подъезда ни в коем случае не пролегал по улице. Реальная история: один человек, достаточно состоятельный, но по каким-то своим причинам продолжавший жить в муниципальном доме на «Красногвардейской», очень заботился о собственной безопасности. Настолько, что организовал охрану подъезда, а сам ходил с оружием, выправив себе в милиции соответствующее разрешение. И однажды, приехав из магазина, он получил удар ножом - потому что руки были заняты сумками...


Техника на грани фантастики
Самый крупный элемент безопасности -забор. Наибольшая сложность при его создании - ограда должна быть надежной, но при этом не выглядеть как тюремная стена. А с точки зрения безопасности требование к забору одно: он не должен пересекаться толпой с разгона. Его задача - остановить нападающих, давая охране возможность как-то среагировать. Хорошая комплексная система безопасности предполагает оснащение забора специальными устройствами - датчиками проникновения и подкопа. Это позволяет еще на самых ранних стадиях предупредить вторжение.
В заборе обязательно будут ворота - к ним требования более детализированы. Ворота должны быть столь же надежными, как и забор. Можно заметить, что во многих домах и коттеджных поселках ограждение хорошее, а проезд преграждает лишь хилый шлагбаум, играющий скорее психологическую роль. Так вот, такие дома - не элитные. В элитных будут настоящие автоматические створки, которые постоянно закрыты и открываются только в момент проезда машины. Кстати, гидравлические упоры, закрывающие ворота, имеют мощность, достаточную для того, чтобы удержать бронетранспортер. В воротах скорее сломается створка, но не гидравлика. И еще одно обязательное требование к воротам: они не должны вести напрямую ни в подъезд, ни в гараж, ни в другие помещения, чтобы прорвавшиеся нападающие не смогли с разгону оказаться в доме.
Весь периметр охраняемой территории оснащается техникой, обеспечивающей круглосуточный мониторинг. Главный принцип - система наблюдения не должна иметь «слепых зон», т.е. абсолютно весь периметр должен просматриваться видеокамерами. Необходимое количество камер определяется, таким образом, не только длиной забора, но и его очертаниями - чем больше углов и поворотов, тем больше камер. При этом учитывается, что кому-нибудь может взбрести в голову спереть саму видеокамеру, поэтому они страхуют друг друга: каждый прибор находится в поле зрения минимум двух других. Так как наиболее вероятным временем нападения или кражи по-прежнему остается ночь, специалисты настоятельно рекомендуют использовать камеры ночного видения или камеры с инфракрасной подсветкой. Внешне они никак от обычных камер не отличаются, зато «картинка» с них получается иногда получше дневной.
Системы слежения, состоящие только из видеокамер и мониторов, сегодня признаны морально устаревшими: от столь монотонной работы человек засыпает и потом, когда действительно происходит нечто экстраординарное, не успевает среагировать. Поэтому применяется система датчиков - на вибрацию, движение. Датчик сработал - оператор смотрит, что же там произошло.
Данные от всех охранных систем сводятся на единый диспетчерский пульт. Там, помимо контроля операторов, все показания записываются на специальные видеомагнитофоны с жестким диском или специализированные персональные компьютеры - для последующего «разбора полетов». Авиационная терминология тут вполне уместна: видеомагнитофон подобен «черному ящику» самолета, в том числе и по параметрам прочности и взломостойкости. В целом работа системы построена так, что она не зависит от воли оператора - остановить мониторинг и запись он не может. Не страшны ей и отключения электричества - автономное энергоснабжение позволяет сохранить работоспособность на многие часы.
В городских домах присутствует еще одна сложность: необходимо обеспечить безопасность и внутри здания, но при этом нельзя создавать жильцам неудобства. Обычно эта задача решается посредством смарт-карт, нося которую в кармане зарегистрированный пользователь проходит во все открытые для него зоны. Карта имеет код с несколькими миллионами комбинаций, что абсолютно исключает возможность ее подделки. При потере карты она по первому сигналу с диспетчерской блокируется, а пользователь получает новую.
Всем пользователям компьютерной техники знакомо, к сожалению, такое явление как «зависание». Система безопасности «подвиснуть» не может в принципе - все дублировано пять раз. Сломался один из серверов - продолжают работать четыре остальных. Кстати, число пять пришло из 1950-х годов, когда разрабатывалось ядерное оружие, и такое количество степеней защиты специалисты признали достаточным, чтобы избежать случайного взрыва. Плюс к этому все показания системы безопасности передаются на центральный компьютер обслуживающего объект частного охранного предприятия (ЧОП) или милиции.
По оценкам специалистов, в целом структура системы безопасности в последние годы не изменяется. Процессы можно назвать эволюционными: камеры становятся более компактными, улучшается их разрешение, время работы, уровень защиты и т.д.


Человеческий фактор
Самая лучшая техника, как известно, останется просто куском железа, если ею не управляют грамотные люди. Кто они? Вариантов возможно два: ЧОПы или милиция. Есть, правда, еще один подвариант: служба эксплуатации (которая занимается уборкой территории, ремонтом оборудования и т.п.) решает создать собственное охранное подразделение. Но это плохо, потому что уровень выучки сотрудников здесь будет невысоким.
Итак, ЧОПы или милицейская BOXР, кого предпочесть? Услуги и те и другие предоставляют одинаковые, расценки тоже не сильно разнятся, однако отличия в подходах к работе у негосударственных и государственных структур все же имеются. Частные охранные предприятия подвержены жесткой рыночной конкуренции, и как следствие, по-хорошему услужливы, скорее готовы идти навстречу пожеланиям заказчика. Милиционеры, как люди сидящие на фиксированном окладе, проявляют больше безразличия. Но есть у ВОХР и сильные стороны. Милиция более надежно вооружена, ведь по закону ЧОПам запрещено иметь, например, автоматическое оружие. Частные охранники сами нередко горько шутят, что их оружие из кроватного железа, а милицейское - из боевого. Милиция лучше защищена законом: злоумышленник прекрасно понимает, что убить частного охранника или милиционера - вещи совсем разные (за первое по УК полагается 15 лет, а за последнее можно получить и высшую меру). Наконец - что особенно важно, если речь идет о загороде, -служба немедленного реагирования милиции, как правило, расположена ближе, и в случае чего доберется до поселка за 5-10 минут, тогда как сотрудники ЧОП - не меньше чем за час. Из всего этого ясно, что самое целесообразное иметь смешанную охрану: для постоянного нахождения на объекте разумно нанимать ЧОП, а на немедленное реагирование заключать договор с милицией.
Одновременно на охраняемом объекте должно находиться минимум 4-5 человек. Двое работают на КПП, остальные патрулируют территорию (в поселке) или находятся внутри здания (в городе).
 Самое сложное в работе патрулирующего персонала - добросовестно выполнять свою работу. Несмотря на погоду и время суток. Уж очень велик соблазн пройтись по заданному маршруту не 10 раз за ночь, а всего 2. Вот тогда и приходят на помощь начальнику охраны системы контроля действий персонала - ходтесты. Пока такими системами оборудуются только элитные поселки, но позволить это себе могут даже обыкновенные дачники. Система состоит из контрольных точек и компактного вандалозащищенного жезла. Начальник охраны прорабатывает маршрут, после чего на всем его протяжении устанавливаются контрольные точки. Охраннику торжественно вручается жезл, с помощью которого он фиксирует выполнение своих обязанностей. В конце смены у начальника охраны готов отчет по каждому патрулю - кто и во сколько где был, кто пропустил какие-то точки, а кто мирно спал в подсобном помещении.
Большинство жителей дорогих домов имеют собственную охрану. Особых сложностей между личными телохранителями и секьюрити поселка, как правило, не возникает: все профессионалы, делают одно дело. Часто получается так, что сотрудники одних и тех же структур на разных объектах оказываются в различных ролях: здесь одни «снаружи», другие - «внутри», а в соседнем поселке - наоборот. А вопросы о том, что можно, а что нет (например, во многих элитных домах охрану принято оставлять в лифтовом холле первого этажа, а по зданию передвигаться без телохранителей), регулируются своего рода «кодексом этики» - у каждого объекта он свой.
...В начале 1990-х годов службы безопасности, работавшие в коттеджных поселках, трактовали понятия «безопасность» очень широко, в том числе и как улаживание различных внутренних проблем, конфликтов между жителями. Сегодня большинство ЧОПов стараются снять себя этот вид «услуг», ибо по законодательству только государственные органы могут разрешать гражданско-правовые споры. И, по мнению руководителей охранных структур, рисковать потерей лицензии или даже нарываться на предупреждение со стороны милиции - и все это ради пусть и неплохого, но разового заработка на разборках между соседями - им больше не с руки. Так же обстоит нынче дело и с чрезвычайными происшествиями: частные охранники нынче не берут на себя ответственность самостоятельно решать, сообщать ли о них в органы МВД. Они сделают это обязательно, даже если жильцы будут очень просить «не выносить мусор из избы». Информировать милицию в данном случае предписывает закон, и не выполнить это требование, значит попасть под уголовную ответственность.


Фейсом не вышли?
Фейс-контроль - модная новинка последних лет. Нередко в рекламном объявлении о продаже дома или поселка можно прочитать о том, что тамошние жильцы «проверены» на предмет их внешнего вида, социального статуса и проч., и проч. Но, как говорит В. Родионова, чаще всего все это оказывается фикцией.
Прежде всего, как «фильтровать»? По чьим пристрастиям вести отбор, ведь пожелания разных людей относительно своих соседей бывают очень разнообразными: один не хочет видеть рядом лиц кавказской национальности, другой боится «разгульного образа жизни» артистов и вообще представителей «богемы», третьему подавай только прогрессивно мыслящих и демократически настроенных предпринимателей. Встречаются даже граждане, не желающие иметь соседями интеллигентов. Учесть все эти прихоти, если домов 30-40, уже невозможно.
Но главное даже не это. Если квартиры или коттеджи поступили в продажу, значит, на этом зарабатываются деньги. Которые, как известно, не пахнут - если человек имеет возможность заплатить, ему продадут. Весьма распространена такая ситуация: в поселке 40 домов, первые 30 из которых продавались с образцово-показательным фейс-контролем. А затем выяснилось, что оставшиеся 10 неликвид: близко к шоссе, неудачные планировки. Тут застройщик взгрустнул и...
В общем, реально фейс-контроль встречается значительно реже, чем объявляется. Например, в тех считанных домах, где собирается жить сам глава компании-застройщика. Не говоря уже о том, что купленная частным лицом (самым тщательным образом «профейсконтролированным») квартира может быть выставлена на продажу на вторичном рынке.


А вообще бывает?
Можно ли вообще создать дом, полностью защищенный от внешнего мира? Ответ будет, к сожалению, отрицательным - угрозы можно минимизировать, но не обезвредить полностью. И даже не будем говорить о таких крайностях, как ядерный удар, есть вещи куда более реальные.
Например, бывают природные катаклизмы - землетрясения, наводнения и т.д. В Москве они, правда, пока не фиксировались, но что будет в будущем? Все чаще в наш век случаются техногенные катастрофы - падения самолетов, взрывы на производствах. Элитные жилые дома, конечно, строят подальше от всего потенциально опасного, но получается далеко не всегда. Даже в самом престижном на сегодня московском районе - на Остоженке - сохраняются квартиры коммунального заселения, неподалеку есть какие-то заводики, которые еще только предстоит вывести.
Наконец, есть и злой умысел, а террористы в последнее время становятся все изобретательнее. Можно, например, взорвать возле здания автомобиль - если это будет грузовик, то не спасут никакие стены. В любом доме есть системы подачи воды, воздуха, и через них жильцы очень уязвимы: история с токийским метро, в вентиляцию которого члены секты «Аум-синрикё» закачали отравляющий газ, весьма поучительна. Риэлторский мир, конечно, полнится историями о суперзащищенных жилых объектах, где все системы жизнеобеспечения контролируются датчиками, при срабатывании которых перекрываются все каналы и дом переходит на режим рециркуляции. Но такие дома - даже если они есть - явно единичны, и попадет туда скорее не покупатель с деньгами, а человек с большой государственной должностью.
В общем, «дай мне, Господи, мудрости принять то, что я не в силах изменить». Наши люди, похоже, давно живут по этому принципу. И события конца августа, когда в течение каких-то 10 дней рвануло на «Рижской», взорвались два самолета и приключился Беслан, только подтвердили такой вывод. Во всяком случае, покупатели московского жилья никак не изменили свои требования по безопасности. Адаптировались...

"Мир и Дом" 12.2004
Владимир АБГАФОРОВ

Продажа квартир
Дома, дачи, участки
Трудоустройство
Это интересно
Пресса
Задать вопрос
На главную страницу
   
 
Copyright © 1997-2017 "Новый Город", Все права защищены